ФАКУЛЬТЕТ
ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВА
Талант рождается не сразу, он постепенно совершенствуется...
Н. С.
Хрущев.
Было
время, например, когда задачи по интегрированию решались прямым вычислением
интеграла как предела суммы. Математик в каждом отдельном случае отыскивал
наиболее удобные приемы и, если его «осеняло», решал интеграл. Затем были
найдены общие закономерности (основанные на связи интегрирования с
дифференцированием), и интегрировать стали «по формулам». Единой формулы нет.
Но есть свод наиболее употребительных формул, есть правила, показывающие, в
какой последовательности надо пробовать эти формулы.
Так обстоит дело и с техническим творчеством.
Полвека назад творчество конструктора почти целиком основывалось на опыте,
интуиции, догадке. В ту пору многие сомневались в том, что можно создать
научную теорию конструирования машин. Сомневались в том, что можно учить
конструкторскому мастерству. Профессор И. Капустин пишет в своей книге «Как
создают машины»: «Раньше, когда машин было мало и не была
разработана теория проектирования механизмов, их создавали умельцы-механики. С
исключительным терпением и упорством они подбирали длины рычагов, точки
(шарниры) соединения их, строили десятки вариантов, пока, наконец, удавалось
найти нужную траекторию движения. Для того, чтобы
быстрее решить задачу, они изготовляли модели из дерева и картона. Да что там —
старые умельцы! Не так давно и мы, будучи студентами, вырезали картонные модели
механизмов... Теперь наука — теория механизмов — помогает конструкторам быстро
и правильно проектировать любые механизмы».
Десять-пятнадцать лет назад от рабочего,
техника, инженера требовалось лишь умение осуществлять производственный процесс
на своем участке. Ныне этого мало. Нужно еще и активно участвовать в
совершенствовании процесса производства. Уже есть заводы, на которых
большинство рабочих и инженерно-технических работников — рационализаторы. В
бригадах коммунистического труда, как правило, все имеют на своем счету
рационализаторские предложения и изобретения.
Пройдут
немногие годы, и изобретательство станет нормой работы каждого советского
человека, связанного с техникой. Это, разумеется, не означает, что
изобретательский труд перестанет носить творческий характер. Труд является
творческим, если его результат — создание нового. Сам же процесс создания
нового может быть глубоко осознанным и планомерным. Недалеко
то время, когда научная теория изобретательства займет постоянное и прочное
место в программах втузов и техникумов. Сейчас уже сделаны первые шаги на
пути к этому. В разных концах страны, на многих предприятиях проводятся
семинары по методике изобретательства. |
ИЗОБРЕТАТЕЛИ — О МЕТОДИКЕ В справедливости многих
положений методики меня убеждает собственный многолетний опыт., К
достоинствам методики я отнес бы и то обстоятельство, что она помогает
развитию, изобретательства подлинно массового, в котором могут участвовать не
только признанные деятели науки и
видные специалисты, но и сотни тысяч инженеров, рабочих и механизаторов
сельского хозяйства, имеющих склонность к техническому творчеству. Лауреат Сталинской
премии, изобретатель Д. Дульчевский. Методика
изобретательства окажется очень полезной, особенно для начинающих
изобретателей и рационализаторов, при решении многочисленных технических
задач, граничащих с конструкторской разработкой вопроса. Поскольку именно
такие задачи в большинстве случаев приходится решать изобретателям, методика
заслуживает самого серьезного внимания. Ее следует сделать достоянием тысяч,
а может быть, и сотен тысяч изобретателей и рационализаторов. Лауреат Сталинской
премии, изобретатель
стереокино С. Иванов. |
Инженеры, техники, рабочие учатся изобретать,
учатся планомерно и эффективно совершенствовать технику. Эти семинары —
прообраз будущих факультетов изобретательства.
Методика изобретательства
— не случайная находка, а закономерный этап в развитии технического творчества.
Долгое время из книги в книгу кочевала легенда о
сороконожке.
ИЗОБРЕТАТЕЛИ - О МЕТОДИКЕ Нельзя надеяться на
«озарение», то есть на случайности. Замена случайностей методикой является
рациональной. Член-корреспондент
Академии наук СССР Н. Брилинг. Уже сейчас необходимо
подумать о том, чтобы в программах высших технических учебных заведений
методика изобретательства заняла постоянное и прочное место. Это поможет
будущим инженерам успешнее решать задачи технического прогресса и учить
изобретательству других. Тогда и к руководству рационализаторской работой на
предприятиях будут привлекаться действительно специалисты этого дела. Инженер П. Свешников. С помощью методики я
уже разработал четыре изобретательские темы и считаю, что она заслуживает
одобрения, поддержки и распространения. Инженер, изобретатель
А. Кунич. Методика работы над изобретением в
значительной степени применима и к исследовательской деятельности. Академик АН Азербайджанской ССР, лауреат
Сталинской премии, изобретатель М. Далии. |
Вот
эта легенда: «Жила-была
сороконожка, большое количество ног не мешало сороконожке. Не думая, она
ставила ноги так, как полагалось, и никогда не допускала ошибки. Но вот однажды сороконожка усомнилась: «А
может быть, я хожу ненаучно? А вдруг нужно ходить по научному методу?» И сороконожка решила попробовать. Она пронумеровала ноги, начертила схему
Движения, словом, разработала методику ходьбы. Настал
момент испытаний. |
Сороконожка заглянула в схему, передвинула
первую пару ног, затем — вторую... И тут все спуталось. Не могла сороконожка
сообразить, как ей надлежит по методике двигать ногами.
В конце концов сороконожка разорвала чертежи и начала ходить, как
раньше. Получилось очень хорошо...»
Смысл
этой легенды прост: не надо мудрствовать лукаво, лучший метод — это вообще
обходиться без метода.
Что ж, с
этим трудно спорить, если речь идет о сороконожке. Пожалуй, сороконожке
действительно следует ходить без особой методики. Но человек — не сороконожка.
Человек может и должен осмысливать все виды своей деятельности.
В
изобретательском творчестве еще немало «белых пятен». Но для человека нет
непознаваемого. Настанет время, и эти «белые пятна» будут стерты.