Глава 3
АНАЛИЗ ЗАДАЧ И СИНТЕЗ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
§ 1.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Приступая к анализу изобретательских
задач, необходимо выполнить их классификацию. Для этого представим любую техническую
задачу в виде системы, состоящей из трех элементов: А— воздействие; В—объект, который подвергают
преобразованиям; С — результат, который хотят получить преобразованиями
объекта.
Творческий процесс предполагает поиск
решения в условиях неопределенности, недостатка информации, однако степень
неопределенности может быть различной и относиться она может к различным
элементам задачи. Например, известны (полностью определены) преобразования и
воздействия Л и материальный объект В,
но неизвестен результат С. Если речь идет о физическом результате, значении
какого-либо физического параметра объекта, то указанное состояние элементов А, В,
С, характеризует условия стандартной научно-исследовательской задачи:
определены факторы и величины их изменения, известен сам объект (техническая
система, материал), параметры которого исследуют, разработана программа
исследования — неизвестно значение параметров, их качественная и количественная
связь с факторами (определение их — цель исследования). Если же речь идет о
техническом результате, изменении технических и технико-экономических
показателей (производительности, скорости процесса, срока службы элемента,
энергоемкости и т. д.), то такое состояние элементов А,
В, С, соответствует изобретательской задаче «на применение».
Известно, к примеру, что при
нагревании А все тела В расширяются
(физический результат, эффект), неизвестен технический результат С,
который может быть получен при использовании эффекта теплового расширения. В
этой ситуации его выявление (изобретение), например передача точных микроперемещений объекту
Изобретательскую задачу «на
применение» необходимо отличать от изобретения «на применение», предусмотренного
«Положением об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях».
Последнее является формой защиты нового технического решения, которое могло
быть получено для технической задачи иного класса под объективом микроскопа,
может дать техническое решение: устройство для микроперемещения
объектов, содержащее стержень с нагревателем, один конец которого связан с
объектом, а другой — жестко закреплен (авт. св. № 242127). Однако такого типа
задачи можно, пожалуй, в изобретательской практике считать производными от
задач с более или менее определенной технической целью, желаемым техническим
результатом.
Другой пример: определены воздействия
А, известен технический результат С, неизвестен объект В.
В данном случае техническая задача может быть решена выбором (применением,
разработкой) нового материала или конкретной технической системы (узла,.
агрегата), при известном воздействии А на него,
определяющем достижение результата С. Например, требуемый результат С
— снижение коэффициента трения и коэффициента теплопередачи между горячим
деформируемым металлом и холодным инструментом (оправкой) при прокате труб (это обеспечивает уменьшение энергосиловых
параметров процесса, уменьшение разогрева и износа инструмента). Для
достижения такого результата необходимо смазку В
нанести на поверхность оправки (нанесение смазки — это тип воздействия А,
он известен). Задача решается разработкой или выбором конкретного смазочного
вещества, каким стал, например, порошок триполифосфата
натрия (авт. св. № 324086).
Рассмотрим еще один пример. Известны
материальный объект В и требуемый результат С,
неизвестно, как преобразовать объект В (воздействовать на него), чтобы
достичь С, т. е. неизвестно А. Это типичная изобретательская задача —
преобразование технического объекта проводится с определенной целью. Например,
С — удобство транспортировки стружки от металлорежущих станков, В — стружка. Задача решается воздействием А на стружку В бегущим магнитным полем (авт.
св. № 716937).
Три приведенных случая иллюстрируют
одно из крайних состояний, когда неопределен лишь
один из трех компонентов задачи. На практике же чаще встречаются случаи, при
которых неопределенных компонентов больше одного. Если ввести такое понятие,
как коэффициент определенности К,
характеризующий количественно имеющуюся информацию, необходимую для
правильного выбора элемента технической задачи (если К.= 1 — элемент
совершенно определен, если К→0—полнейшая неопределенность в
выборе нужного элемента), и применить его к каждому из элементов А, В, С,
то получим набор показателей: Ка, Кв, Кс —
коэффициенты определенности воздействий, объектов и результатов. Данная совокупность
показателей может характеризовать класс, уровень и состояние технической
задачи, а их произведение дает коэффициент определенности всей задачи Кавс (КаХКвХКс=Kaвc). Чем выше К, тем
тривиальней техническая задача, тем менее изобретательской она является. Когда Кавс→1, мы имеем дело с самой обычной инженерной
задачей, все компоненты которой, практически полностью определены. Например, для
того чтобы получить определенный результат С
(стальную отливку), нужно вполне определенный объект В (расплав)
обработать по вполне определенной технологии А (охладить).
Вспомним о творческих уровнях
технических решений (гл. 1, § 3), которые оцениваются по количеству проб и
ошибок, необходимых для нахождения нужного варианта [20]. Тогда коэффициент определенности К можно
представить как величину, обратную количеству проб N: Ка=1/Na; Kв=1/Nв, Кс=1/Nc — количество вариантов
преобразований; Nв — количество вариантов объектов, материалов; Nс — количество вариантов результатов, технических параметров).
Согласно условной градации уровней творчества, первому уровню соответствуют
решения задач, для которых 0,1 ≤ Kaвc < 1; второму уровню — 0,01 ≤
Kaвc < 0,1 и т. д. Очевидно, существует
какой-то предельный уровень коэффициента определенности задачи Kaвc, ниже которого решение не может быть
найдено, так как не определена техническая задача.
По мере отбраковки опробованных
вариантов, «пустых проб», коэффициент определенности задачи растет за счет
уменьшения числа оставшихся вариантов.
Практика решения
изобретательских задач показывает, что человек, который усвоил основные
существующие приемы и методы поиска новых технических решений, активизации
творческого мышления и имеет определенный изобретательский опыт, пользуется не
всеми приемами и процедурами, предписываемыми известными методиками, а лишь их
отдельными наиболее сильными разделами (блоками), расставленными в определенной
последовательности (она может меняться в зависимости от типа проблемной
ситуации).
Вырабатывается как бы свой собственный сокращенный (укрупненный) вариант
«алгоритма» (определяющий, в частности, творческий почерк работника).
В то же время мысленные исследования,
проводимые изобретателями, имеют ряд общих этапов, черт и используемых
приемов, что позволяет представить процесс решения технической задачи в виде
схемы, состоящей из нескольких наиболее характерных частей.
Один из основных источников развития
техники — несоответствие технических потребностей общества техническим
возможностям (противоречие между этими двумя противоположностями). Из этого
следует, что к основному типу относятся задачи с определенным требуемым
результатом, заключающимся в разрешении указанного противоречия и удовлетворении
технических потребностей общества.
Можно различать две основные формы
отражения технических потребностей общества: индивидуальное их осознание в
процессе творческой деятельности и социальный заказ (осознание общественной
технической потребности самим обществом).
Тип технических задач с
неопределенным требуемым результатом С (низкое
значение Кс) связан с прогнозированием технических потребностей общества
[30]. После осуществления такого прогноза задачи этого типа переходят в основной.
Противоречие между техническими
потребностями общества и возможностями проявляется в виде
недостатка Н. Будем считать, что выявление технического недостатка —
первый этап в решении изобретательской задачи, ее исходный пункт.
Рациональный поиск технических недостатков
может быть проведен индивидуально, например с использованием процедур этапа Е1 обобщенного эвристического алгоритма и информационных
массивов Ml (список требований, предъявляемых к техническому решению) и М2 (список
методов выявления недостатков технических решений) [29, 31], или организован в
коллективе (здесь приемлем метод «обратного мозгового штурма»).
Рис. 10. Система координат для описания хода
решения технической задачи
Дальнейший ход анализа системы и
синтеза технического решения покажем на схеме (рис. 10, 11), поместив в ее центр выявленный недостаток Нп
[36, 37].
Учитывая
диалектический путь научного познания, движущегося в рамках трех категорий —
«единичное», «особенное», «всеобщее», эту схему можно изобразить в системе
двух координат: 1) обобщение—конкретизация задачи и 2) обобщение—конкретизация
сущности объекта.
При этом движение по плоскости в
указанной системе координат (рис. 10) приобретает особый смысл перехода от
более частных к более общим понятиям, и наоборот. Например,
движение вниз означает
переход от конкретных технических понятий к более общим
физическим понятиям, от технических элементов к их материальной основе и
свойствам и т. д. И наоборот, движение вверх — от более общих технических
понятий к более частным технико-экономическим, экономическим, организационным,
санитарно-гигиеническим, экологическим, социальным и т. д.
Движение вправо
означает переход от технической задачи к более конкретной частной задаче, с
уровня системы на уровень подсистемы, и наоборот, движение влево — от
конкретной задачи к более общей, с уровня системы на уровень надсистемы, от
технических условий к физическим и другим, при которых возможен поиск
аналогий, усмотрение общего в разном и т. д.
Рис. 11. Схема процесса оценки и выбора технической задачи.
Устранение недостатка Нп является нашей исходной задачей Зп (рис. 11). Процесс ее решения может протекать в такой последовательности:
1.Оценка целесообразности решения задачи.
На этом этапе, как
правило, изобретатель определяет ожидаемую эффективность решения, рассматривая
(конкретизируя) ее с технической, технико-экономической, экономической,
социальной, прочих сторон.
Такая оценка очень важна: затраты
труда на решение задачи должны быть окуплены. В противном случае ее
нецелесообразно решать. При этом возможно как приблизительное определение целесообразности
«на глаз», так и использование специальных процедур и методов, например
АРИЗ-77 (часть 1) и обобщенный эвристический алгоритм (этапы Е2 и Е16), и даже проведение глубоких экономических,
социальных и прочих исследований.
Если целесообразность работы по
решению задачи установлена, то начинается ее технический анализ.
2. Анализ надсистемы, в которую
входит рассматриваемая техническая система
В соответствии с принципами системного
подхода, необходимо представить целостную техническую систему, одним из
элементов которой является наша исходная, страдающая
недостатком Нп.
При рассмотрении исходной технической
задачи Зп, связанной с устранением
недостатка Нп, с более общего уровня
надсистемы устанавливается более общая задача и производные от нее частные
задачи (задача Зn—одна из них).
Для представления структуры
надсистемы необходимо выявить связи исходной технической системы и ее
параметров с другими системами и внешними факторами. После анализа совокупности
технических систем на одном исходном уровне можно повторить его на более
высоком (более общем) и т. д.
При таком исследовании могут быть
использованы элементы морфологического анализа, причем исходная система и другие параллельно функционирующие частные технические
системы должны быть рассмотрены как морфологические признаки системы (надсистемы).
3. Анализ технической системы и ее
подсистем, выбор задачи
На этом этапе следует выяснить
структуру технической системы и составляющих ее подсистем. Для этого необходимо
представить морфологию (строение) технической системы, а затем связи между ее элементами
(подсистемами) и их параметрами. После осуществления такого
исследования на одном уровне (уровне исходной технического задачи) анализ надо
в большинстве случаев продолжить на более низких иерархических уровнях (на
уровнях конкретных подсистем).
Для решения задачи можно применять
приемы морфологического анализа, представляя элементы технической системы (или
их функции) морфологическими признаками.
Поскольку исходной задачей является
устранение определенного технического недостатка Нп,
то целесообразно выявить (выделить) ту часть технической системы (и
подсистемы), которая в той или иной степени связана с возникновением и
изменением данного недостатка. Для целенаправленного поиска можно воспользоваться
методом построения логических цепей причинно-следственных связей недостатка с
его причинами (рис. 12).
Причина Нп
недостатка Нп сама может рассматриваться как
недостаток Нп-1, имеющий причину Нn-1. При этом может быть сформулировано
множество задач, каждая из которых характеризуется своим более конкретным
техническим недостатком Hi, но все они связаны с первоначальным недостатком Нп и являются одними из его причин.
Если путем простого логического
анализа (с использованием имеющейся информации о данной системе) не удается
установить истинные причины недостатка Hi, то необходимо провести дополнительные теоретические
или экспериментальные научные исследования.
Из описанных этапов два последних (п.
2 и 3) анализируют технические задачи, решение которых связано с возможным
устранением или уменьшением исходного технического недостатка Нп. (они будут более подробно рассмотрены в
следующем параграфе).
После такого анализа должна быть выбрана
конкретная техническая задача из совокупности выявленных.
Выбор осуществляется путем оценки целесообразности решения каждой из задач, с
учетом ресурсов времени и сил на разработку.
На этих этапах стоит также применить
процедуры АРИЗ-77 (часть 1) и обобщенного эвристического алгоритма (этап Е3).
Выбрав конкретную техническую задачу,
начинают анализ ее материального носителя, технического объекта.
4. Анализ технической задачи
Здесь исследуют выбранный конкретный
технический объект, понимая его как систему взаимосвязанных элементов Э1, Э2,..., Эi, ... (каждый из них может быть
рассмотрен также как система, состоящая из взаимосвязанных частей).
Рис. 12. Система причинно-следственных связей
технических недостатков с их причинами.
Надо перечислить
все необходимые элементы, без которых невозможно выполнение основных функций
технической системой (чтобы отсеять лишние), а из выделенных отобрать те,
которые связаны непосредственно с недостатком Нi (устранение его выбрано в качестве
задачи).
Чтобы построить модель объекта, надо
использовать определенный объем специальных знаний, изучить зависимость
основных параметров объекта от всевозможных внешних и внутренних факторов,
определить связи недостатка (количественного показателя, характеризующего
недостаток) с различными параметрами.
Из-за отсутствия какой-то информации
об объекте возникает необходимость проработать дополнительные литературные
источники, провести теоретические и экспериментальные исследования. Кроме
того, производят параметрическое, морфологическое, структурно-функциональное
описание системы.
При построении модели технического
объекта целесообразно воспользоваться приемами морфологического и
вещественно-полевого анализа [9, 10] (основы вепольного
анализа приведены в главе 4 вместе с фондом вепольных
преобразований), а также процедурами АРИЗ-77 (часть 2) и обобщенного
эвристического алгоритма (этапы Е4—Е6).
Полученные новые научные результаты,
относящиеся к объекту исследования (в виде улучшенного состава вещества,
оптимальных технологических режимов, новых количественных соотношений и т. д.),
уже на этом этапе часто достаточны для защиты технического решения
а форме изобретения.
В процессе работы целесообразно
применить метод анализа потенциальных изменений свойств элементов системы
(сокращенно: метод анализа свойств—АС) [36, 37],
основанный на следующем подходе. Все материальные объекты, элементы системы
рассматриваются как совокупность различных свойств, параметров, каждое из
которых приняло для данного конкретного объекта конкретное значение.
Совокупность свойств для всех объектов одинакова (это
та основа, на которой выясняется общность различных вещей и явлений) и
определена объемом наших знаний о материальном мире. Несхожесть материальных
объектов состоит в различии значений того или иного свойства, показателя и т.
д. Задача заключается в анализе каждого свойства элемента, входящего в данную
техническую систему, выявлении возможности его изменения.
В результате такого подхода более
четко определяется поле поиска возможных решений, выясняется, что в технической
системе может быть изменено (какие свойства, показатели). Это позволяет сбить
психологическую, терминологическую и прочую инерцию, так как уводит от
пространственно-временных представлений о конкретном объекте к его свойствам (на
общий для всех материальных объектов субстанционный
уровень), а также позволяет включить в решение задачи все знания о материальном
мире.
5. Формулировка условий и анализ
изобретательской задачи
Это один из наиболее ответственных
этапов в решении задачи. От
того, как будут сформулированы ее условия, существенно зависит успех поиска.
Часто удачные, оригинальные решения возникают после изменения условий задачи.
Полагая, что изобретение—это новое
техническое решение, полученное в результате преодоления (разрешения)
противоречия [9, 20], будем считать, что условия изобретательской задачи сформулированы,
если указаны реальная техническая система и ее недостаток, идеальный конечный
результат (ИКР) и выявлено противоречие между ними.
При этом желательно употреблять
формулы для описания системы, ИКР и противоречия, предлагаемые АРИЗом и обобщенным эвристическим алгоритмом (этапы
Е7—Е9).
Применяя в ходе решения метод анализа
потенциальных изменений свойств элементов системы, можно также пользоваться
стандартной формулировкой ИКР по АРИЗ, но в качестве легкоизменяемого
элемента нужно всегда брать внешнюю среду. Это обусловлено тем, что метод АС
предполагает возможность широкого изменения значений свойств в каждом элементе
технической системы, а внешняя среда — такой элемент, любые свойства которого
можно менять в неограниченных пределах. После нахождения идеи решения задачи используемые свойства внешней среды могут быть
закреплены за элементами технической системы, у которых была возможность
изменения значений этих свойств (такой подход шире предлагаемого АРИЗом, так как, не изменяя элемента в целом, позволяет
решить задачу, изменив только значение одного из свойств элемента).
Процедура формулировки должна
проходить в направлении обобщения условий изобретательской задачи, содержать
переход от технических условий (техническая система, технический ИКР,
техническое противоречие) к более общим физическим
условиям (физическая система, физический ИКР, физическое противоречие). Этот
процесс предусматривает составление ряда вариантов условий и попыток их переформулировки с помощью более общих
понятий.
6. Поиск идеи решения
На этом этапе
сравнивают условия изобретательской задачи с более пли менее отдаленными
аналогами (на разных уровнях обобщения); сопоставляют с решениями, хранимыми
нашей памятью (мозгом, книгами, статьями, таблицами, патентами, фильмами и
другими источниками информации); пытаются изменить техническую систему с
помощью эвристических приемов и стандартных преобразований; ищут новые принципы
действия системы, привлекая арсенал физических эффектов и явлений; стараются применить новые материалы
и т. д.
Значительный успех
здесь может обеспечить умение оперативно перерабатывать информацию, которая
содержит основные принципы разрешения противоречий в технических системах и
хранится в информационных фондах (см. гл. 4): физических эффектов и явлений,
технических решений (в том числе пионерных изобретений и новых материалов),
эвристических приемов и стандартов на решение изобретательских задач, вепольных преобразований [9, 10, 29]. При отыскании конструктивных и
схемных решений могут использоваться морфологические матрицы.
Поиск идеи решения организуют как
индивидуально, так и в коллективе с использованием правил и приемов «мозгового
штурма» и синектики, а также применяемых в обоих
случаях других методов психологической активизации творческого мышления (ассоциативных
методов, метода контрольных вопросов и др.).
Если идея решения найдена, то в
дальнейшем проводят синтез нового технического решения; если же не найдена, то
необходимо вернуться на этапы 2, 3 и сделать выбор новой технической задачи.
7. Синтез нового технического решения
Конкретизацию идеи на этом этапе выполняют, синтезируя ее материальный носитель—техническое решение (объект). Процесс конкретизации
идет по пути: идея решения, новая техническая система.
Синтезируют новую техническую
систему, закрепляя функции, выполнения которых требуют идея решения и новый
принцип действия, за существующими элементами системы путем изменений значений
ряда их свойств. Если нет возможности изменить значения нужных свойств у
имеющихся элементов, необходимо ввести дополнительный,
который может выполнить требуемые функции. Для осуществления такого синтеза на
практике целесообразно остановиться на приемах метода АС (они будут рассмотрены
ниже). Не исключается также использование приемов морфологического анализа.
Подобный синтез, как правило, далеко
не совершенен, и полученное решение нуждается в оптимизации и рационализации.
С этой целью могут быть использованы АРИЗ-77 (части 4—6), обобщенный
эвристический алгоритм (этапы Е13—Е17), а также функционально-стоимостный
анализ.
Таким образом, пройден путь от
технического недостатка до решения, в котором он отсутствует, т. е. описан
полный цикл решения технической задачи. При графическом изображении цикл получает
вид петли на плоскости в указанной системе координат (рис. 13). Дальнейшее
усовершенствование технического решения может осуществляться: по такому циклу
после выявления новых технических недостатков, присущих ему.
Краткое содержание описанных этапов
решения изобретательской задачи, их методологическое обеспечение сведены в
справочную таблицу (табл. 8).
Таблица 8. Основные этапы процесса
технического творчества и их методологическое обеспечение
Индекс этапа |
Наименование и содержание этапа |
Название методологических средств |
0 |
Выявление недостатка Анализ технических потребностей общества
и технических возможностей системы, их сравнение, формулировка противоречия
между ними |
Обобщенный эвристический алгоритм
(этап Е1) |
1 |
Определение целесообразности решения Анализ технических, технико-экономических,
экономических, социальных и прочих показателей выполняемой работы; пользы и
эффективности от устранения недостатка, возможных затрат на проведение работы
|
Обратный мозговой штурм |
2 |
Анализ подсистемы Выявление связей технической системы
с другими системами, анализ совокупности этих систем на первоначальном
и более высоких иерархических уровнях |
АРИЗ-77 (часть 1) Обобщенный эвристический алгоритм
(этап Е2, Е16) Морфологический анализ Приемы и методы системного анализа |
3 |
Анализ системы и подсистем, выбор задачи. Определение структуры технической
системы и ее элементов на разных иерархических уровнях. Анализ совокупности
возникающих технических задач, оценка целесообразности решения каждой из
них, выбор конкретной технической задачи |
Морфологический анализ Приемы и методы системного анализа.
Построение логических цепей
причинно-следственных связей недостатков с их причинами. АРИЗ-77 (часть 1). Обобщенный эвристический алгоритм
(этап ЕЗ) |
4 |
Анализ технической задачи. Анализ структуры объекта, построение
его модели, определение возможностей его преобразования, построение модели
недостатка |
АРИЗ-77 (часть 2) Обобщенный эвристический алгоритм
(этапы Е4—Е6) Морфологический анализ Приемы и методы теории подобия и
моделирования, экспериментальных и теоретических исследований Метод анализа
потенциальных изменений свойств элементов технической системы |
5 |
Формулировка условий изобретательской
задачи Характеристика технической (физической)
системы и формулировка идеального результата, выявление и уточнение
технического (физического) противоречия |
АРИЗ-77 (часть 3) Обобщенный эвристический алгоритм
(этапы Е7—Е9) |
6 |
Поиск идеи решения Сопоставление изобретательской задачи
с решенными техническими задачами, поиск аналогов. Выбор путей достижения
идеального результата и новых принципов действия |
Фонд физических эффектов Фонд технических решений Фонд эвристических приемов и
таблицы устранения технического противоречия по АРИЗ Фонд вепольных
преобразований АРИЗ-77 (часть 4). Обобщенный эвистический
алгоритм (этапы Е10—Е12) Мозговой штурм. Синектика Метод контрольных вопросов. Ассоциативные методы поиска
технических решений. Морфологический анализ. |
7 |
Синтез нового технического решения Закрепление функций, требуемых
идеей решения (принципом действия), за элементами технической системы и их
преобразование |
Морфологический анализ. Синтез технической системы с
привлечением матрицы потенциальных изменений свойств элементов
системы АРИЗ-77 (части 4—6) Обобщенный эвристический алгоритм
(этапы Е13—Е17) |
Графическое изображение хода решения задачи в виде замкнутого цикла в системе координат (рис. 13) делает его более наглядным и легко воспринимаемым, однако необходимо иметь в виду, что такая схема не обязательно должна быть жесткой, хотя многие изобретательские задачи и укладываются в нее. Очевидно, возможно частичное изменение содержания этапов, их последовательности.