§ 9.
ДРУГИЕ МЕТОДЫ ПОИСКА ТЕХНИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ И АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСТВА
Существуют и другие методы, имеющие
также ряд рациональных сторон (см. табл. 2). Из них можно выделить группу,
основанную на комбинаторном подходе и по этому признаку схожую с
морфологическим анализом. В нее входят методы организующих понятий, «матриц
открытия» и десятичных матриц поиска [29].
Метод организующих понятий, разработанный
Ф. Ханзеном (ГДР) в 1953 г., наиболее близок по своей
сущности к морфологическому ящику и предполагает проведение работы по решению
конструкторской задачи в несколько этапов [32].
1. Установление организующих понятий
и определение их отличительных признаков (под первыми подразумевают
конструктивные морфологические признаки технической системы).
2. Классификация организующих понятий
по степени их важности.
3. Проведение наглядных сопоставлений
организующих понятий с их отличительными признаками и разработка на этой основе
руководящего материала для всех возможных решений, соответствующих выбранным
ограничениям.
4. Оценка признаков в отношении их
соответствия специальным требованиям задачи.
5. Комбинация признаков различных
организующих понятий в решения.
Например, необходимо определенным
образом соединить подвижные колодки зажимного устройства с точным центрованием детали. В возможных конструктивных вариантах
можно выделить понятия, организующие данную техническую систему, общие для всех
вариантов решения, систематизируя их по виду движения колодок, по их
расположению, по числу зажимных поверхностей, по виду подвижного соединения и
т. д. Каждому организующему понятию соответствуют различные
конструктивные исполнения (варианты морфологических признаков), которые
характеризуются определенными отличительными признаками. Например, движение
зажимной колодки может быть прямолинейным или вращательным.
После установления организующих
понятий осуществляют их классификацию по степени влияния на результаты решения
задачи. Это позволяет на начальных этапах не принимать во внимание менее
важные организующие понятия и упрощает процесс решения. Для уменьшения объема
работ необходим также предварительный анализ отличительных признаков.
Некоторые из них— наименее существенные — можно
вычеркнуть заранее, что существенно
уменьшает в дальнейшем число комбинаций.
Запись организующих понятий, их
отличительных признаков осуществляется в виде таблицы (руководящего материала)
и облегчает нахождение элементов искомого решения. В табл. 7 приведено
описание руководящего материала к задаче по разработке шарнирного соединения,
изменяющего свою длину для обеспечения юстировки. Содержание первого столбца
(морфологические признаки) относится к любому юстирующему соединению. Во
втором столбце записаны варианты признака, свойственные лишь одному виду (или
группе) соединений. Последний столбец нужен лишь для их разъяснения и, как
правило, содержит примеры в виде комбинаций многих признаков или эскизы,
иллюстрирующие определенное исполнение признака.
Каждая комбинация отличительных
признаков (по одному от каждого
организующего понятия) дает один вариант решения.
Для облегчения поиска рациональных
комбинаций предлагаются приемы, аналогичные приемам составления
морфологических матриц.
Если нужно комбинировать
отличительные признаки лишь двух организующих понятий, то рекомендуется
табличная форма, в столбцах которой записаны отличительные признаки одного организующего
понятия, а в строках — другого. В каждой клетке таблицы содержится вариант из
комбинации двух элементов решения. Таблица делает легко обозримым поле поиска
решения. Когда организующих понятий более двух, применяют матричную форму записи.
Но при большом количестве комбинаций она становится менее наглядной и
запутанной. В этом случае предпочтительной является арифметическая форма
записи. При ее использовании на эскизах решений отмечается, какие комбинации
были применены. Запись о некотором решении выглядела бы примерно так:
1.1+2.3+3.1+4.6+...
Метод пригоден для
проектирования нового технического решения и для модернизации имеющихся. К особенностям и отличиям метода
организующих понятий от морфологического ящика относится составление по особой
форме руководящих материалов для определенного класса задач, графическое
представление организующих понятий и их признаков, а также классификация
признаков по важности, направленная на рациональное сокращение вариантов
решения.
Метод «матриц открытия», предложенный
А. Молем (Франция) в 1955 г., также несколько похож на морфологический анализ.
Упрощенно суть метода заключается в построении таблицы, в которой пересекаются
два ряда характеристик. Если в морфологическом анализе все выбранные
характеристики относятся к строению технического объекта, то в этом методе
часть из них может касаться, например, условий потребления, производства,
эксплуатации и т. д. (матрица: потребности заказчика — возможности подрядчика).
Сам метод не дает законченных решений, но создает возможность для ассоциаций,
постановки новых проблем, которые иным методом не были бы замечены.
Существует много вариантов матриц, в
том числе количественные, тяготеющие к матричным методам математики, и
качественные, дающие предпосылки для ассоциаций. Прямоугольные матрицы
предполагают пересечение двух разных рядов характеристик, а квадратные—пересечение
ряда с самим собой.
Чаще всего этот метод служит для
систематизации имеющегося материала и дает отправные пункты для дальнейших
исследований, выявляя имеющиеся резервы, «узкие места» и т. д.
Метод десятичных матриц поиска,
разрабатываемый Р. П. Повилейко (г. Новосибирск) с
1972 г., включает поиск новых технических решений на основе анализа
результатов систематического применения десяти эвристических приемов к каждому
из десяти основных показателей технической системы [33].
В качестве основных выделены
следующие группы показателей технической системы.
1. Геометрические
(длина, ширина, высота, площадь и т. д.).
2. Физико-механические
(вес, прочность, коррозионная стойкость, эластичность и др.).
3. Энергетические (вид энергии, к. п.
д. и др.).
4. Конструкционно-технологические
(технологичность, транспортабельность, сложность и др.).
5. Надежность и долговечность.
6. Эксплуатационные
(производительность, точность, стабильность параметров и др.).
7. Экономические (себестоимость,
трудовые затраты на производство и эксплуатацию, потери и др.).
8. Степень стандартизации и
унификации.
9. Удобство обслуживания и
безопасность (шум, вибрации, освещенность, температура и др.).
10. Художественно-конструкторские
(гармоничность, масштабность и др.).
Для преобразования основных
показателей используют следующие группы эвристических приемов:
Неология — перенос в данную отрасль техники новых для нее значений основных показателей
технических объектов.
Адаптация — приспособление известных процессов,
конструкций, форм, материалов и их свойств к данным конкретным условиям.
Мультипликация — умножение, увеличение основных
показателей (например, мультипликация конструкторско-технологических
показателей связана с увеличением числа рабочих органов, рабочих позиций,
количества одновременно обрабатываемых деталей).
Дифференциация—связана с дифференциацией показателей
(дробление, разделение, очистка и т. д.).
Интеграция—связана с интеграцией показателей
(сложение, соединение, смешивание, сближение и т. д.).
Инверсия — изменение порядка на противоположный, обращение, выворачивание и т. д.
Импульсация — связана с импульсными
изменениями показателей технических объектов.
Динамизация — связана с динамизацией, изменением во времени веса, температуры,
размеров, цвета и других показателей технических объектов.
Аналогия — отыскание и использование сходства,
подобия в каком-либо отношении показателей данного технического объекта и
известных объектов.
Идеализация — приближение показателей технического
объекта к идеальным.
Такая классификация позволяет
построить десятичную матрицу поиска, в строках которой записаны основные
изменяемые показатели, характеристики технического объекта, а в столбцах —
основные группы эвристических приемов (матрица типа 10Х10). Каждая ее ячейка соответствует определенному изменению
какого-либо из основных параметров объекта и готовых технических решений еще не
содержит, но способствует возникновению ассоциаций, активизирующих поиск идеи
решения.
Комбинаторный
принцип применяется также на некоторых этапах методики семикратного поиска,
разработанной Г. Я. Бушем (г. Рига) в 1964 г. и состоящей из стратегической и
тактической частей. Особенностью методики является деление всех стадии и элементов процесса
поиска решения на 7 частей, что связано со способностями
человеческого мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Стратегия
поиска состоит из анализа проблемной ситуации и общественных потребностей,
анализа функций аналогов и прототипа, постановки задачи, генерирования идей и
выбора эвристических средств, конкретизации идей, оценки вариантов и выбора
оптимального, упрощения, развития и реализации решения. Тактическая часть —
многочисленные приемы, применяемые на разных стадиях решения. Среди них используется прием «семь
ключевых слов» и таблицы, аналогичные десятичным матрицам поиска, но размером
7Х7 [21].
Из программных (алгоритмических)
методик поиска новых технических решений представляет интерес получившая
широкое распространение в ГДР методика систематической эвристики, которая
разрабатывается под руководством И. Мюллера и успешно используется в ряде
научно-исследовательских и учебных организаций [21,29].
Методика предназначена для
рациональной организации труда инженеров, конструкторов и научных работников.
Она содержит комплекс программ, созданных на основе системного подхода и
эвристического программирования, позволяющих использовать их при
конструировании, проектировании, в учебном процессе и т. д.
Эвристическая программа — предписания
в виде ряда последовательных указаний для разработчика, благодаря которым он
рациональным путем получает необходимую и достаточную информацию и
целесообразно ее перерабатывает. Система таких программ имеет иерархическую
структуру: содержит главную и укрупненные рабочие программы, подпрограммы, а
также накопитель программ. Систематическая эвристика имеет библиотеку программ,
содержащую столбцы, в ячейках которых они размещены с учетом решения задач
определенного класса. Указания в программах, как правило, носят весьма общий характер. Однако специализация методики
применительно к более узкому классу задач путем составления соответствующих
накопителей и программ позволяет повысить ее эффективность.
Существенный интерес представляет
оригинальный метод оценки оптимальности полученного технического решения,
применяемый в некоторых работах по систематической эвристике. Метод состоит в
построении круговой диаграммы сравнительной оценки решений (рис. 9). По ее
периметру равномерно расположены несколько радиальных шкал, оценивающих тот
или иной параметр технической системы. Значения параметра, расположенные на шкале
ближе к центру, лучше тех, которые ближе к наружному контуру. Оптимальным
вариантом решения признается тот, для которого площадь фигуры, ограниченной
отрезками прямых, соединяющих значения параметров одной технической системы на
смежных шкалах диаграммы, окажется ближе к площади внутреннего круга
диаграммы. Диаграмма на рис. 9 иллюстрирует сравнительную оценку процесса
ручной сварки и автоматической сварки в защитной среде. Круговая диаграмма
сравнительной оценки решений может также применяться как самостоятельный
метод, позволяющий сравнивать альтернативы.
Функционально-стоимостный анализ
(ФСА) является методикой рационализации, т. е. усовершенствования конструкций
и процессов с целью снижения их стоимости и затрат, преимущественно без
изменения основных принципов, лежащих в их основе. ФСА строится на том, что
деталь машины усовершенствовать легче, чем машину. Применение его позволяет
снизить стоимость изделий на 5—20%.
Рис. 9. Круговая диаграмма оценки качества
сварочных аппаратов.
В связи с тем, что около 75% затрат на производство
изделия предрешается на стадии научных исследований и проектно-конструкторских
разработок, важно предупредить излишние расходы именно на этой стадии. Успешно
выполнить такое условие—главная задача ФСА. Она решается путем правильного
определения функций и характерных признаков систем изделий, их составных
элементов, разработкой конструкторских решений в соответствии с этими функциями
и признаками [34].
В СССР и других социалистических
странах (в частности, ГДР, ЧССР, НРБ, ВНР) эта методика находит широкое
распространение. В 1976 г. коллегия Министерства электротехнической промышленности
СССР, например, приняла решение о внедрении ФСА по целой отрасли в качестве
системного метода сокращения затрат на производство продукции. Методика также
получает развитие в некоторых промышленно развитых капиталистических странах:
США, ФРГ, Англии, Канаде, Японии, Австралии.
ФСА проводят преимущественно
постоянные (действующие длительное время) исследовательские группы численностью
3—6 человек. В их числе обязательно находятся конструкторы, технологи и
экономисты. Работы с использованием методики ведутся по рабочему плану примерно
в такой последовательности.
1. Подготовительный этап:
популяризация метода; обучение
специалистов основам ФСА; выбор объекта исследования и определение целей
анализа; подготовка перечня информационных материалов об анализируемом объекте
и заданий по их получению; подбор и утверждение состава исследовательской группы; составление, обсуждение и утверждение
плана проведения анализа конкретного объекта.
2. Информационный этап:
сбор оптимального
количества информации для определения существа и структуры исследуемого объекта
и его аналогов; систематизация информации и ее изучение для описания объекта,
уяснения его фактического состояния; выявление и формулирование функций;
построение схемы взаимосвязи составных частей исследуемого объекта;
определение затрат на создание и функционирование объекта и его составных
частей; выявление зон наибольшего сосредоточения затрат в исследуемом объекте.
3. Аналитический этап:
анализ и уточнение
функций, определение основных, вспомогательных, выявление ненужных функций в
исследуемом объекте и его составных частях; разграничение и анализ затрат,
связанных с осуществлением функций; сравнение функций составных частей и затрат
на их осуществление с аналогами; сравнение функций и затрат аналогичных
(схожих) систем и решений, проведение в случае необходимости межзаводских
анализов;
уточнение поиска резервов экономии в анализируемом объекте по функциональным
зонам; формирование задач для поиска новых идей и вариантов оптимальных
решений.
4.Творческийэтап:
уточнение направления и задач поиска
новых решений и выбор методов коллективного творчества для реализации этих
задач; определение тематики, планирование проведения творческих совещаний;
организация и проведение совещаний по выдвижению идей; обработка и
систематизация результатов творческих совещаний для их последующей оценки;
подготовка материалов для оценки полученных результатов функциональными
службами.
5. Исследовательский этап:
систематизация
предложенных вариантов новых решений; исключение явно невыполнимых предложений
и экспертиза оставшихся предложений; исследование и при необходимости экспериментальная
проверка различных возможностей выполнения функций в предложенных вариантах;
оценка осуществимости оставшихся предложений с точки зрения
материально-технического, финансового, производственного обеспечения;
определение затрат и экономичности выполнения функций для разных вариантов
решений; ранжирование вариантов и выбор оптимального.
6. Рекомендательный этап:
оформление рекомендаций по реализации
предложений окончательно выбранных вариантов решений с уточнением расчетов эффективности;
согласование рекомендаций с заинтересованными службами и представление
рекомендаций на обсуждение руководству (комитету ФСА); обсуждение
представленных рекомендаций комитетом ФСА и принятие решений; составление
проекта и утверждение плана-графика внедрения рекомендаций и передача утвержденных
рекомендаций соответствующим службам.
7. Этап внедрения:
согласование плана-графика внедрения рекомендаций ФСА с другими разделами плана повышения эффективности производства; организация работы по реализации рекомендаций; контроль за выполнением плана-графика; внедрение полученных результатов в производство; поощрение участников разработки и внедрения рекомендаций, оценка полученных результатов, сопоставление их с предварительными данными; оформление отчета о выполненной работе.