§ 3. МЕТОД КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ
Метод контрольных вопросов
применяется для психологической активизации творческого процесса. Цель его—с помощью
наводящих вопросов подвести к решению задачи. Списки таких вопросов
предлагались различными авторами с 20-х годов нашего столетия.
Метод может применяться либо в форме
монолога изобретателя, обращенного к самому себе, либо диалога, например, в виде
вопросов, задаваемых руководителем мозгового штурма (см. § 4) членам группы
генераторов идей. Суть метода состоит в том, что изобретатель отвечает на
вопросы, содержащиеся в списке, и в связи с ними рассматривает свою задачу.
Широко распространены универсальные вопросники, составленные А. Осборном, Э.
Раудзенпом, Т. Эйлоартом, Д. Пирсоном и др. Они состоят из различного
количества вопросов. За рубежом чаще пользуются вопросником, разработанным А.
Осборном, который содержит 9 групп вопросов.
Список контрольных вопросов по А.
Осборну
1. Какое новое применение
техническому объекту Вы можете предложить? Возможны ли новые способы
применения? Как модифицировать известные способы применения?
2. Возможно ли решение
изобретательской задачи путем приспособления, упрощения, сокращения? Что
напоминает Вам данный технический объект? Вызывает ли аналогия новую идею? Имеются
ли в прошлом аналогичные проблемные ситуации, которые можно использовать? Что
можно скопировать? Какой технический объект нужно опережать?
3. Какие модификации технического
объекта возможны? Возможна ли модификация путем вращения, изгиба, скручивания,
поворота? Какие изменения назначения (функции), цвета движения, запаха, формы,
очертаний возможны? Другие возможные изменения?
4. Что можно увеличить в техническом
объекте? Что можно присоединить? Возможно ли
увеличение времени службы, воздействия? Увеличить частоту, размеры, прочность?
Повысить качество? Присоединить новый ингредиент? Дублировать? Возможна ли
мультипликация рабочих элементов или всего объекта? Возможно ли преувеличение,
гиперболизация элементов или всего объекта?
5. Что можно в техническом объекте
уменьшить? Что можно заменить? Можно ли что-нибудь уплотнить,
сжать, сгустить, конденсировать, применить способ миниатюризации, укоротить, сузить, отделить,
раздробить?
6. Что можно в техническом объекте
заменить? Что,
сколько замешать и с чем? Другой ингредиент? Другой материал? Другой процесс?
Другой источник энергии? Другое расположение? Другой цвет, звук, освещение?
7. Что можно преобразовать в
техническом объекте? Какие компоненты можно взаимно заменить? Изменить модель?
Изменить разбивку, разметку, планировку? Изменить последовательность операций?
Транспонировать причину и эффект? Изменить скорость или темп? Изменить режим?
8. Что можно в техническом объекте
перевернуть наоборот? Транспонировать положительное и отрицательное. Нельзя ли
обменять местами противоположно размещенные элементы?
Повернуть их задом наперед? Перевернуть низом вверх?
Обменять местами? Поменять ролями? Перевернуть зажимы?
9. Какие новые комбинации элементов
технического объекта, возможны? Можно ли создать смесь, сплав, новый
ассортимент, гарнитур? Комбинировать секции, узлы, блоки, агрегаты? Комбинировать
цели? Комбинировать привлекательные признаки? Комбинировать идеи?
Одним из лучших можно считать список
вопросов, составленный английским изобретателем Т. Эйлоартом. В сущности, он
дал программу работы талантливого изобретателя, с фанатической настойчивостью
пытающегося решить задачу методом проб и ошибок. Некоторые вопросы требуют
развитого воображения, другие—глубоких и
разносторонних знаний. Есть и вопросы, по-своему, очень тонкие,
свидетельствующие о богатом опыте и наблюдательности Т. Эйлоарта.
Список контрольных вопросов по Т.
Эйлоарту
1. Перечислить все качества и
определения предполагаемого» изобретения. Изменить их.
2. Сформулировать задачи ясно.
Попробовать новые формулировки. Определить второстепенные задачи и аналогичные
задачи. Выделить главные.
3. Перечислить недостатки имеющихся решений,
их основные принципы, новые предположения.
4. Набросать фантастические,
биологические, экономические, молекулярные и другие аналогии.
5. Построить математическую,
гидравлическую, электронную, механическую и другие модели (они точнее выражают
идею, чем аналогии).
6. Попробовать
различные виды материалов и энергии: газ,, жидкость, твердое тело, гель, пену,
пасту и др.; тепло, магнитную энергию, свет, силу удара и т. д.; различные
длины воли, поверхностные свойства и т. п., переходные состояния—замерзание,
конденсация, переход через точку Кюри и т. д.; эффекты Джоуля-Томпсона,
Фарадея и др.
7. Установить варианты, зависимости,
возможные связи, логические совпадения.
8. Узнать мнение некоторых совершенно
неосведомленных в данном деле людей.
9. Устроить сумбурное групповое
обсуждение, выслушивая все и каждую идею без критики.
10. Попробовать
«национальные» решения: хитрое шотландское, всеобъемлющее немецкое,
расточительное американское, сложное китайское и т. д.
11. Спать с проблемой, идти на работу,
гулять, принимать душ, ехать, пить, есть, играть в теннис— все
с ней.
12. Бродить среди стимулирующей
обстановки (свалка лома, технические музеи, магазины дешевых вещей), пробегать
журналы, комиксы.
13. Набросать таблицу цен, величин,
перемещений, типов материалов и т. д. разных решений проблемы или ее частей,
искать проблемы в решениях или новые комбинации.
14. Определить идеальное решение,
разрабатывать возможные.
15. Видоизменить решение проблемы с
точки зрения времени (скорее или медленнее), размеров, вязкости и т. п.
16. В воображении залезть внутрь
механизма.
17. Определить альтернативные
проблемы и системы, которые изымают определенное звено из цепи и, таким
образом, создают нечто совершенно иное, уводя в сторону от нужного решения.
18. Чья это проблема? Почему его?
19. Кто придумал это первый? История
вопроса. Какие ложные толкования этой проблемы имели место?
20. Кто еще решил эту проблему? Чего
он добился?
21. Определить общепринятые граничные
условия и причины их установления.
Существует также список вопросов Д.
Пойа, который отличается тем, что вопросы здесь составляют определенную
систему (в других списках их можно менять местами). Список Д.
Пойа создавался преимущественно для решения учебных математических задач, но
может быть использован и при решении технических.
Наиболее обширен и универсален
вопросник советского изобретателя и исследователя в области технического
творчества Г. Я. Буша [23], называемый еще вопросником мысленного эксперимента
изобретателя. В нем содержатся, например, такие вопросы.
Как решить задачу, если не считаться
с затратами, если от ее решения зависит жизнь человека, если технический объект
будет использован в качестве игрушки, или если объект является учебным
пособием, экспонатом?
Нельзя ли отвергнутые в прошлом
принципы решения использовать сейчас при современных технических возможностях?
Можно ли предсказать результат
решения задачи через 10—15 лет с учетом роста общественных потребностей?
Как выглядит перечень всех основных недостатков известных решений задачи? Каким должно быть решение, если устранить их?