§ 3. МЕТОД КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ

Метод контрольных вопросов применяется для психологической активизации творческого процесса. Цель его—с помощью наво­дящих вопросов подвести к решению задачи. Списки таких во­просов предлагались различными авторами с 20-х годов нашего столетия.

Метод может применяться либо в форме монолога изобретате­ля, обращенного к самому себе, либо диалога, например, в виде во­просов, задаваемых руководителем мозгового штурма (см. § 4) членам группы генераторов идей. Суть метода состоит в том, что изобретатель отвечает на вопросы, содержащиеся в списке, и в связи с ними рассматривает свою задачу. Широко распространены универсальные вопросники, составленные А. Осборном, Э. Раудзенпом, Т. Эйлоартом, Д. Пирсоном и др. Они состоят из различ­ного количества вопросов. За рубежом чаще пользуются вопрос­ником, разработанным А. Осборном, который содержит 9 групп вопросов.

Список контрольных вопросов по А. Осборну

1. Какое новое применение техническому объекту Вы можете предложить? Возможны ли новые способы применения? Как моди­фицировать известные способы применения?

2. Возможно ли решение изобретательской задачи путем при­способления, упрощения, сокращения? Что напоминает Вам дан­ный технический объект? Вызывает ли аналогия новую идею? Име­ются ли в прошлом аналогичные проблемные ситуации, которые можно использовать? Что можно скопировать? Какой техниче­ский объект нужно опережать?

3. Какие модификации технического объекта возможны? Воз­можна ли модификация путем вращения, изгиба, скручивания, поворота? Какие изменения назначения (функции), цвета движе­ния, запаха, формы, очертаний возможны? Другие возможные из­менения?

4. Что можно увеличить в техническом объекте? Что можно присоединить? Возможно ли увеличение времени службы, воздей­ствия? Увеличить частоту, размеры, прочность? Повысить качест­во? Присоединить новый ингредиент? Дублировать? Возможна ли мультипликация рабочих элементов или всего объекта? Возмож­но ли преувеличение, гиперболизация элементов или всего объ­екта?

5. Что можно в техническом объекте уменьшить? Что можно заменить? Можно ли что-нибудь уплотнить, сжать, сгустить, конденсировать, применить способ миниатюризации, укоротить, сузить, отделить, раздробить?

6. Что можно в техническом объекте заменить? Что, сколько замешать и с чем? Другой ингредиент? Другой материал? Другой процесс? Другой источник энергии? Другое расположение? Другой цвет, звук, освещение?

7. Что можно преобразовать в техническом объекте? Какие компоненты можно взаимно заменить? Изменить модель? Изменить разбивку, разметку, планировку? Изменить последовательность операций? Транспонировать причину и эффект? Изменить скорость или темп? Изменить режим?

8. Что можно в техническом объекте перевернуть наоборот? Транспонировать положительное и отрицательное. Нельзя ли об­менять местами противоположно размещенные элементы? Повер­нуть их задом наперед? Перевернуть низом вверх? Обменять мес­тами? Поменять ролями? Перевернуть зажимы?

9. Какие новые комбинации элементов технического объекта, возможны? Можно ли создать смесь, сплав, новый ассортимент, гарнитур? Комбинировать секции, узлы, блоки, агрегаты? Комби­нировать цели? Комбинировать привлекательные признаки? Ком­бинировать идеи?

Одним из лучших можно считать список вопросов, составлен­ный английским изобретателем Т. Эйлоартом. В сущности, он дал программу работы талантливого изобретателя, с фанатиче­ской настойчивостью пытающегося решить задачу методом проб и ошибок. Некоторые вопросы требуют развитого воображения, другие—глубоких и разносторонних знаний. Есть и вопросы, по-своему, очень тонкие, свидетельствующие о богатом опыте и на­блюдательности Т. Эйлоарта.

Список контрольных вопросов по Т. Эйлоарту

1. Перечислить все качества и определения предполагаемого» изобретения. Изменить их.

2. Сформулировать задачи ясно. Попробовать новые формули­ровки. Определить второстепенные задачи и аналогичные задачи. Выделить главные.

3. Перечислить недостатки имеющихся решений, их основные принципы, новые предположения.

4. Набросать фантастические, биологические, экономические, молекулярные и другие аналогии.

5. Построить математическую, гидравлическую, электронную, механическую и другие модели (они точнее выражают идею, чем аналогии).

6. Попробовать различные виды материалов и энергии: газ,, жидкость, твердое тело, гель, пену, пасту и др.; тепло, магнитную энергию, свет, силу удара и т. д.; различные длины воли, поверх­ностные свойства и т. п., переходные состояния—замерзание, кон­денсация, переход через точку Кюри и т. д.; эффекты Джоуля-Томпсона, Фарадея и др.

7. Установить варианты, зависимости, возможные связи, логи­ческие совпадения.

8. Узнать мнение некоторых совершенно неосведомленных в данном деле людей.

9. Устроить сумбурное групповое обсуждение, выслушивая все и каждую идею без критики.

10. Попробовать «национальные» решения: хитрое шотланд­ское, всеобъемлющее немецкое, расточительное американское, сложное китайское и т. д.

11. Спать с проблемой, идти на работу, гулять, принимать душ, ехать, пить, есть, играть в теннис— все с ней.

12. Бродить среди стимулирующей обстановки (свалка лома, технические музеи, магазины дешевых вещей), пробегать журна­лы, комиксы.

13. Набросать таблицу цен, величин, перемещений, типов ма­териалов и т. д. разных решений проблемы или ее частей, искать проблемы в решениях или новые комбинации.

14. Определить идеальное решение, разрабатывать возможные.

15. Видоизменить решение проблемы с точки зрения времени (скорее или медленнее), размеров, вязкости и т. п.

16. В воображении залезть внутрь механизма.

17. Определить альтернативные проблемы и системы, которые изымают определенное звено из цепи и, таким образом, создают нечто совершенно иное, уводя в сторону от нужного решения.

18. Чья это проблема? Почему его?

19. Кто придумал это первый? История вопроса. Какие ложные толкования этой проблемы имели место?

20. Кто еще решил эту проблему? Чего он добился?

21. Определить общепринятые граничные условия и причины их установления.

Существует также список вопросов Д. Пойа, который отлича­ется тем, что вопросы здесь составляют определенную систему (в других списках их можно менять местами). Список Д. Пойа создавался преимущественно для решения учебных математиче­ских задач, но может быть использован и при решении техниче­ских.

Наиболее обширен и универсален вопросник советского изобре­тателя и исследователя в области технического творчества Г. Я. Буша [23], называемый еще вопросником мысленного экс­перимента изобретателя. В нем содержатся, например, такие во­просы.

Как решить задачу, если не считаться с затратами, если от ее решения зависит жизнь человека, если технический объект будет использован в качестве игрушки, или если объект является учеб­ным пособием, экспонатом?

Нельзя ли отвергнутые в прошлом принципы решения исполь­зовать сейчас при современных технических возможностях?

Можно ли предсказать результат решения задачи через 10—15 лет с учетом роста общественных потребностей?

Как выглядит перечень всех основных недостатков извест­ных решений задачи? Каким должно быть решение, если устра­нить их?

Hosted by uCoz